Новости Трибуна Три-медиа

Как Россия обходит запрет пропаганды

Россия разработала способ распространения дезинформации о своем вторжении в Украинуиспользуя цифровые уловки, которые позволяют ее пропагандистским видео обходить ограничения, наложенные правительствами и технологическими компаниями. Аккаунты, связанные с российскими государственными СМИ, использовали новый метод для распространения десятков видеороликов на 18 различных языках, не оставив контрольных признаков, которые позволили бы выдать источник, считают исследователи из американской разведывательной фирмы Nisos, которая отслеживает дезинформацию и киберугрозы. Об этом сообщил «The Associated Press».

Видео продвигают кремлевские теории заговора, в которых Украина обвиняется в жертвах среди гражданского населения, а также утверждения о том, что жители территорий, насильственно аннексированных Россией, приветствовали своих оккупантов. Англоязычные версии российских пропагандистских видеороликов сейчас распространяются в Твиттере и на менее известных платформах, популярных у американских консерваторов, в том числе Gab и Truth Social, созданных бывшим президентом Дональдом Трампом и дающих России прямую связь с миллионами людей.

В знак амбиций Кремля и масштабов его операций по дезинформации версии видео также были созданы на испанском, итальянском, немецком и более чем дюжине других языков. Старший аналитик разведки Nisos Патриция Бейли сказала:

«Гениальность этого подхода заключается в том, что видео можно загрузить прямо из Telegram, и это стирает следы, по которым пытаются идти исследователи. Они креативны и легко адаптируются. И они анализируют свою аудиторию».

Европейский союз запретил два ведущих российских государственных СМИ RT и Sputnik после вторжения России в Украину. Технологические компании, такие как YouTube от Google и Facebook и Instagram от Meta, также объявили, что они будут запрещать контент из каналов в 27 странах ЕС, подрывая способность России распространять свою пропаганду. Но попытки России обойти новые правила начались почти сразу. Были созданы новые веб-сайты для размещения видеороликов, опровергающих заявления о войне. И часть работы взяли на себя российские дипломаты.

Последняя попытка, обнаруженная аналитиками Nisos, заключалась в загрузке пропагандистских видеороликов в платформу со слабой модерацией Telegram — популярную в Восточной Европе и используемую многими консерваторами в Соединенных Штатах. В некоторых случаях водяные знаки, идентифицирующие видео как RT, были удалены, чтобы замаскировать их источник.

Оказавшись в Telegram, видео были загружены и размещены на платформах, включая Twitter, без указания того, что видео было произведено российскими государственными СМИ. Исследователи Nisos связали сотни учетных записей, которые позже разместили или перепостили видео, с российскими военными, посольствами или государственными СМИ. В некоторых учетных записях использовались поддельные фотографии профиля или публиковался контент странным образом, что предполагало, что они не были подлинными.

Один пример: аккаунт в Твиттере, который предположительно ведет женщина, живущая в Японии, проявляющая исключительный интерес к российской пропаганде. Вместо того, чтобы публиковать сообщения на самые разные темы, такие как развлечения, еда, путешествия или семья, пользователь аккаунта размещал только российские пропагандистские видеоролики — и не только на японском, но и на фарси, польском, испанском и русском языках. Исследователи обнаружили, что в ее аккаунте сотни раз цитировались или перепечатывались материалы российских посольств, что еще раз свидетельствует о тесной связи между российскими дипломатами и пропагандистской работой страны.

По словам Бэйли, когда речь заходит об общих возможностях России в области дезинформации, сеть — это «лишь одна часть довольно большой головоломки».

На прошлой неделе Россия попыталась распространить безосновательную теорию заговора, обвиняющую США в саботаже на газопроводе «Северный поток» в Балтийском море. На той же неделе Meta объявила об обнаружении разросшейся российской дезинформационной сети, которая создавала веб-сайты, выглядящие как крупные европейские новостные агентства. Вместо новостей на сайтах размещалась пропаганда, призванная вбить клин между Украиной и ее западными союзниками.

Исследователи пришли к выводу, что эта операция была крупнейшей в своем роде в России с начала войны. В отчете Лаборатории цифровых криминалистических исследований Атлантического совета, который помог идентифицировать сеть, отключенную Meta, сказано:

«Сеть демонстрировала всеобъемлющую модель нападения на Европу с антиукраинскими нарративами и выражениями поддержки интересов России».

Ранее, в статье «Россия — незаконный член ООН», мы сообщали о нарушении Устава ООН. Новая информация оперативно публикуется на нашем Telegram-канале.

Баннер телеграм

Вы можете поделиться этой статьей:

UA-EN-PL-RU