Новости Трибуна Три-медиа

Информационные войска Кремля

Информационным подразделением войск антиукраинской пропаганды является сеть каналов NewsFront, которая контролируется российскими спецслужбами. Несмотря на запрет Facebook и санкции, наложенные на основателей портала, их контент до сих пор доходит до тысяч читателей. Наихудшая ситуация сложилась в Словакии. Об этом написал «Front Story».

В начале 2014 года российские войска готовятся аннексировать Крым. Группа вооруженных людей в масках и форме штурмует здание Крымского центра журналистских расследований в Симферополе. Под предводительством Константина Кнырика они захватывают офис организации и конфискуют оборудование.

После того, как журналистов центра выгнали, на руинах независимого издания Кнырик строит мощную дезинформационную машину, которая стала многоязычным рупором Кремля — агентство NewsFront.

По данным американских служб и исследователей дезинформации, за NewsFront стоит Федеральная служба безопасности России (ФСБ).

На первый взгляд NewsFront выглядит как новостной портал. Но то, что он публикует, не имеет ничего общего с новостями. Статьи NewsFront доступны в Интернете на словацком, польском, а до недавнего времени также и на венгерском языках. Веб-сайт имеет версии на одиннадцати языках. У некоторых из них есть Telegram-каналы.

Согласно выводам независимой журналистской организации “Coda” в 2018 году, у NewsFront в то время было десять сотрудников и не менее 100 работников по всему миру. Кто они — неизвестно. Тексты не подписаны именами авторов, а на сайте указано только имя главы агентства NewsFront Константина Кнырика.

Кнырик утверждал в пропагандистском агентстве «Новороссия», что создание NewsFront было его спонтанной идеей. Изначально цель была простой, непосредственной: неформально поддержать аннексию Крыма.

рф
Константин Кнырик (справа) перед тем, как взять под свой контроль Крымский центр журналистских расследований / КОМТВ.org

После жестокого штурма Крымского центра журналистских расследований Кнырик (на фото в черном пальто) заявил, что в здании теперь будет штаб ополчения Крымского фронта. Кнырик назвал крымскую журналистскую организацию американским пресс-центром, распространяющим ложную информацию. Часть журналистов центра уволились с работы.

Сайт был переименован в сайт агентства NewsFront, и быстро стал звеном кремлевской многоязычной пропагандистской машины. Он — один из многих, но, в отличие от Sputnik или Russia Today, напрямую не финансируется российским государством.

Медиагруппа NewsFront Ltd. была зарегистрирована в начале 2015 года как частная компания. По последним данным на март 2022 года, в июне 2015 года она получила лицензию на ведение информационного агентства, а в 2017 году — разрешение на ведение телеканала.

Компания принадлежит Кнырику и Юлии Михайловне Лозановым. Кнырик считает себя «информационным борцом цифрового мира». Еще будучи подростком, он был активистом Евразийского союза молодежи — группы националистов, борющихся за восстановление Российской империи. Он также является главой крымского отделения российской крайне правой партии Родина.

По данным СМИ, Лозанова — супруга Михаила Синелина, в прошлом занимавшего различные должности в правительстве России. Синелин был заместителем президента государственного банка развития, а по данным торгового реестра, он же — был соучредителем NewsFront.

Откуда NewsFront берет деньги? Кнырик сообщил журналистам “Cody”, что организация финансируется за счет пожертвований семьи и друзей, а также доходов от другой коммерческой деятельности. Но один из бывших сотрудников NewsFront в Германии сообщил “Die Zeit”, что большая часть бюджета была выделена ему непосредственно российскими службами. По данным независимого российского портала “ZnakIn”, в 2016 году NewsFront также получил 3 млн рублей из гранта президента России (около 47 000 евро) через ассоциацию «Глобальные информационные технологии».

Когда NewsFront начинал вещание, его целью было распространение антиукраинских нарративов о войне на Донбассе и аннексии Крыма в 2014 году. Такие же фейковые новости появятся через восемь лет — чтобы послужить предлогом для российской агрессии против Украины. Затем NewsFront будет публиковать тексты, убеждающие в том, что Украиной правят нацисты, а на востоке страны происходят этнические чистки, или что Украина как государство вообще не существует. На сайте также публиковались теории заговора о биолабораториях в Украине, финансируемых США. Эта статья вновь появилась на словацкой версии веб-сайта NewsFront в июле.

NewsFront использует нарратив и язык Кремля, чтобы писать об укронацистах и фашистском украинском государстве, которое необходимо денацифицировать.

В апреле 2021 года министерство финансов США признало NewsFront организацией, прямо или косвенно контролируемой российской разведкой. По данным Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), крымское агентство было одним из субъектов, которые «пытались повлиять на президентские выборы в США в 2020 году по указанию руководства правительства России». Об отношениях с российскими службами в “Die Zeit” рассказывал и бывший сотрудник немецкого NewsFront.

По данным OFAC, NewsFront работает напрямую с людьми из ФСБ для координации повествования:

«Портал также использовался для распространения ложной информации о вакцине от COVID-19».

После военного вторжения России в Украину, Соединенные Штаты ввели санкции в отношении 11 дезинформационных каналов за «распространение фейковых новостей для оправдания российской агрессии». А еще в апреле 2020 года Facebook удалил 140 страниц и аккаунтов, связанных с российской пропагандистской машиной NewsFront и SouthFront, за «согласованное недостоверное поведение». В обосновании Facebook написано, что сеть News Front использовала поддельные учетные записи для размещения своего контента и управляла страницами, позирующими для независимых СМИ в различных регионах мира. Посты касались международных и локальных тем — от вооруженного конфликта на Украине, гражданской войны в Сирии, НАТО, выборов в США, пандемии. Также указано, что контент был опубликован на русском, английском, немецком, испанском, французском, венгерском, сербском, грузинском, индонезийском и фарси.

Вслед за Facebook контент NewsFront также блокируется на YouTube. Кстати, в ответ на блокировку МИД России написал в социальной сети об очередном акте дискриминации русскоязычных СМИ.

Через несколько дней после вторжения России в Украину Facebook и Twitter удаляют больше страниц и аккаунтов, которые участвуют в антиукраинских операциях влияния из России, а также из Донбасса и Крыма. Компания Meta сообщила журналистам “NCBC”, что новые новостные операции связаны с ранее запрещенными сетями NewsFront и SouthFront. При блокировке NewsFront в Facebook и Twitter при попытке поделиться ссылкой на страницу появляется следующее сообщение: ссылка нарушает стандарты Facebook. Это также относится к поддоменам веб-сайта.

Но админы NewsFront нашли способ обойти блокаду. По словам специалистов по безопасности, они стали использовать так называемые “зеркальные сайты” — сайты, идентичные исходному сайту NewsFront, но с невинно звучащими доменными именами. Статьи с таких зеркальных сайтов затем распространяются сетью реальных и поддельных учетных записей и профилей в социальных сетях. По мнению экспертов ISD, они являются двигателем NewsFront.

Согласно анализу ASD, проведенному год назад, профили, связанные с NewsFront, регулярно делятся контентом как минимум в 235 группах Facebook, которые могут охватывать более 3,4 миллиона человек на семи языках (болгарском, французском, грузинском, немецком, русском, словацком и испанском). Но, учитывая возросшую активность NewsFront с начала российского вторжения в Украину, это число может быть выше.

Призываем наших читателей пользоваться только проверенными источниками информации и не поддаваться психологическому давлению российских захватчиков. Новая информация оперативно публикуется на нашем Telegram-канале.

телеграм

Вы можете поделиться этой статьей:

UA-EN-PL-RU